Выставки
«Пушкиноты млеющего полдня». А. С. Пушкин и русский литературный авангард XX века, два с половиной месяца
«Пушкиноты млеющего полдня». А. С. Пушкин и русский литературный авангард XX века, два с половиной месяца
Даты проведения выставки
два с половиной месяца
Организация
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Государственный музей А.С. Пушкина»
Аннотация
Литературная война для авангардного искусства – норма жизни. Поэтические манифесты объявляют ее и публике, и литераторам уже своими названиями: «Пощечина общественному вкусу», «Идите к черту!», «Труба марсиан». Футуристы стоят «на глыбе слова “мы” среди моря свиста и негодования»: выступление, после которого аудитория собирается бить поборников нового направления, а те гордо пробиваются сквозь толпу, – выступление скандальное и… правильное. Группы возникали и распадались, но состояние войны не прекращалось. Воевали все против всех. «Появление Новых поэзий подействовало на еще ползающих старичков русской литературочки, как беломраморный Пушкин, танцующий танго», – гордо заявляли футуристы. После революции 1917 года появился «Левый фронт искусств» (ЛЕФ) во главе с Владимиром Маяковским и Осипом Бриком. Для них стало необычайно важно, кто в литературе будет главным. Неожиданно оказалось, что у футуристов с Пушкиным много общего. Он так же с молодых лет участвовал в самой задиристой литературной группе «Арзамас». Так же выслушивал пристрастные ругательные мнения о себе. Создал журнал, стараясь воплотить собственные, на тот момент смелые, прогрессивные, новаторские идеи. Так же, против воли, оказался втянут в литературный и нелитературный быт. «Бойтесь пушкинистов!» – заклинал его Маяковский, записывая в соредакторы журнала «ЛЕФ». Война с Пушкиным превратилась в войну за Пушкина. Появились новые пушкинисты – члены общества ОПОЯЗ, соратники футуристов. И Пушкин… перестал быть беломраморным. Долгое время никто не сомневался в истине, провозглашенной Тургеневым на открытии памятника Пушкину: «Пушкин создал наш поэтический, наш литературный язык». Футуристы изобретали слова постоянно. Иногда они получались очень удачными, входили в язык: «летчик», «заумь». Чаще оставались экспериментом, провоцируя других поэтов на новое словотворчество. Пушкина ругали за «бурлацкие выражения». Футуристы разрушили любые стилистические ограничения в поэзии. Пушкин размышлял: «Рифм в русском языке слишком мало». «Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху». Футуристам удалось этого избежать, не только радикально увеличив ритмическое разнообразие, но и расширив возможности самой русской рифмы. Так получали подтверждение слова И. С. Тургенева: «Нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его [А. С. Пушкина] гением».