Выставки
Куклы и игрушки. История и современность
Куклы и игрушки. История и современность
Организация
Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Государственный музей А.С. Пушкина»
Аннотация
Выставка, подготовленная Государственным музеем А.С. Пушкина при участии частных коллекционеров, посвящена куклам и игрушкам разных исторических эпох. Самые ранние человекообразные фигурки были обнаружены археологами при раскопках древних цивилизаций Египта, Греции, Рима. Сделанные из самых простых подручным материалов: глины, камня, дерева, кожи, воска и т.п. они первоначально играли центральную роль в религиозных и мистических обрядах, но впоследствии, попадая в руки ребенка, превращались в детские игрушки. А в XIX веке появились авторские куклы, которые стали рассматриваться как высокое искусство. Однако о каких бы куклах не шла речь – будь то обрядовые куклы и куклы-обереги, куклы-игрушки, театральные и художественные куклы разных исторических эпох – все они несли на себе печать своего времени: мировоззрения, культуры, этических норм и эстетических предпочтений. Не претендуя на полноту раскрытия темы, исчерпать которую невозможно, авторы выставочного проекта представляют зрителям кукол, которые сегодня являются предметом коллекционирования. Первый раздел экспозиции составили куклы и игрушки XIX века из фондов Государственного музея А.С. Пушкина. Вплоть до середины XIX века европейские куклы изображали взрослых дам, одетых и причесанных по последней моде. Туловища кукол в то время делали из папье-маше, лайки и материи, набитых опилками, а головы – из терракоты, мастики, фарфора или воска. Десятилетиями кукла – с ее нарядами, украшениями, посудой и домашней обстановкой – оставалась любимой игрушкой девочек, позволяющей копировать жизнь взрослых. Напротив, серьезное поведение в детстве, отказ от игр и игрушек, расценивались как черта романтического героя. Так, например, характеризуя внутренний мир Татьяны, героини романа «Евгений Онегин», А.С. Пушкин подчеркивал, что «куклы даже в эти годы/ Татьяна в руки не брала…». Экспонаты, вошедшие в этот раздел выставки, полтора столетия назад не представляли большой ценности как предметы искусства. Однако со временем они обрели другую ценность – историческую. Среди них особый интерес представляет кукла «Любочка» – ценнейшая мемория, принадлежавшая детям А.А. Пушкина, старшего сына поэта. А.А. Пушкин в первом браке был женат на С.А. Ланской, которая была неплохой художницей: работала маслом, акварелью и даже разрисовывала куклы. Среди кукол, расписанных ею, была и «Любочка», много лет хранившаяся в многодетной семье Пушкиных. Она поступила в музей в 1998 году от Г.А. Галина, праправнука А.С. Пушкина. Здесь же представлены и другие игрушки XVIII – начала ХХ веков: пазл «Сельский пейзаж с водопадом» (1790–1800-е); игру «Восточный паркет» (середина XIX века); цилиндр, конус и карточки для анаморфоз «Садовник поливает дерево», «Пьеро и Арлекин», «Путник около дома», «Казак на лошади» (1800-е). Анаморфозами назывались уродливые изображения предметов, нарисованных таким образом, что если их рассматривать с определенного места или с помощью того или иного оптического приспособления, они кажутся правильными и не искривленными. На стенах экспонируются детские портреты XIX века – так могли выглядеть дети, которым эти игрушки принадлежали. В витринах – издания, которые могли находиться в их детских библиотеках. Следующий раздел выставки – это предметы из собрания художника-живописца, графика и иллюстратора Т.А. Мавриной, на протяжении многих лет собиравшей городецкую, дымковскую, филимоновскую и богородскую игрушку. Произведения народных мастеров Маврина включала в свои натюрморты; рассказывая о народной игрушке в своих книгах – знакомила детей с национальным искусством. В собрании Государственного музея А.С. Пушкина хранится более 50 предметов из коллекции Т.А. Мавриной, большая часть которой представлена на выставке. Здесь и любимые ею коты – из дерева и папье-маше, богородские медведи, лошадки с повозками. В этих работах, созданных мастерами-игрушечниками, художница черпала вдохновение для своих картин, которые также можно видеть в залах экспозиции. Третий раздел выставки – это коллекция уникальных художественных кукол из галереи Елены Громовой. Каждая представленная здесь кукла – это неповторимый образ, в котором через синтез скульптуры, живописи и дизайна реализуется удивительное по своему воздействию художественное высказывание. Это новый и перспективный вид художественного творчества, способный по-новому отразить окружающую действительность, а также нести в себе информацию о человеке и мире, касаясь самых актуальных вопросов, и выступать важным действующим лицом в современном изобразительном искусстве.